Публикации за январь 2017
Автомодели с ДВС. Часть 1: обкатка, настройка и зимняя эксплуатация PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме
Содержание
Прошли новогодние праздники, самое время снова вернуться к теме подарков. Если среди них Вы обнаружили автомодель с ДВС – эта статья поможет разобраться, как успешно и безопасно её эксплуатировать. Приведённая здесь информация – это краткие рекомендации, основанные на собственных знаниях, коллективном опыте моделистов и рекомендациях производителей.
Определимся с тематикой. Речь пойдёт об RTR моделях и о соответствующих массовых и доступных двигателях, разобраться с которыми, зная основы, не сложно. Если дорогой спортивный ДВС оказался первым для Вас – рекомендуем не экспериментировать самостоятельно и обратиться к компетентным специалистам, например – в модельную мастерскую компании Хобби Центр. Статья расскажет о калильных двигателях (glow engine). Правила эксплуатации бензиновых ДВС существенно отличаются от перечисленных здесь.
Внимательно ознакомьтесь с простыми правилами, о которых мы расскажем ниже. ДВС немного сложнее в эксплуатации, чем электродвигатель, однако это компенсируется тем удовольствием, которое Вы получите от модели с настоящим миниатюрным двигателем.
Схема ДВС и топливной системы
Приведённые ниже изображения двигателей могут отличаться от Вашего ДВС, однако дают общее представление о его устройстве.
Вариант с ручным стартером
Карбюратор
Дополнительные аксессуары, необходимые для запуска (могут быть включены в комплектацию модели)
- Автомодельное топливо с содержанием нитрометана 16-20%;
- Накал свечи;
- Свечной торцевой ключ (8 мм);
- Батарейки или аккумуляторы для питания передатчика и бортовой электрники;
- Инфракрасный термометр.
Подготовка к первому запуску
Перед началом зимней эксплуатации купите автомодельное топливо с содержанием нитрометана 16-20% (будет использоваться в течение всей обкатки и подойдёт для дальнейшей эксплуатации модели в умеренном режиме). Осмотрите свечу накаливания, которой укомплектована модель. Для холодного времени года рекомендуется свеча с маркировкой «Hot» (горячая), например O.S. A3 (также обозначается как #6 или №6). Если свеча не соответствует этому условию – докупите дополнительную. Внимательно ознакомьтесь с описанием и характеристиками двигателя, возможно, что для Вашего ДВС используются свечи с нестандартной резьбой.
Перечисленные ниже действия выполняются в тёплом помещении!
1. Включите передатчик, а затем – модель. Проверьте работу дроссельной заслонки, для чего необходимо снять воздушный фильтр. При нейтральном положении курка газа заслонка должна находиться в положении, ограниченном винтом холостого хода. Переместите курок газа в положение «тормоз» (от себя), заслонка не должна двигаться. Если это не так – перемещайте триммер газа в сторону минимального положения до тех пор, пока заслонка не будет оставаться неподвижной в диапазоне хода курка газа от нейтрали до максимального торможения.
2. Проверните колёса рукой – при нейтральном положении положении курка газа они должны свободно вращаться, тормозные диски не должны быть зажаты. Уделите особое внимание соблюдению этого требования, так как в сочетании с неправильно отрегулированными холостыми оборотами, некорректная настойка тормоза приводит к перегреву и выходу из строя сцепления. Если Вы заметили, что колёса заторможены – не спешите преступать к механическим регулировкам. Вполне возможно, что это вновь связано с триммером газа, только теперь необходимо переместить его в сторону максимального положения.
3. Подберите положение триммера газа, при котором будут соблюдаться условия 1 и 2.
Перед запуском
В тёплом помещении или в машине заправьте топливный бак модели. Для лёгкого запуска двигатель должен иметь температуру от +20°C до +25°C. Некоторые моделисты используют для предстартового прогрева двигателя зажигалки, газовые горелки и другие нагревательные приборы. Мы не рекомендуем такой вариант – пластиковые элементы конструкции модели могут получить повреждения от перегрева и даже загореться при случайном контакте с открытым пламенем.
Подкачайте топливо в двигатель. Для этого зажмите отверстие в выхлопной трубе модели и сделайте несколько рывков пулл-стартером, либо оборотов элетростартером. Накал свечи, либо провод электронной системы запуска, при этом должен быть отключён от свечи. Топливные баки некоторых моделей оснащены ручной мини-помпой, это устройство серьёзно облегчает эксплуатацию модели – топливо, необходимо для старта, подаётся при нажатии на кнопку насоса, без каких-либо манипуляций с двигателем. Следите за положением жидкости в трубке подачи топлива. Как только топливо подойдёт ко впускному штуцеру, и первые капли попадут в карбюратор – двигатель готов к запуску. Очень важно не подкачать слишком много топлива, так как запуск «перезалитого» двигателя не только требует больших усилий, но и может привести к повреждению стартера.
Обкатка ДВС
Первый запуск
Разместите модель на подставке, чтобы колёса свободно висели в воздухе. Это потребуется для того, чтобы в случае неправильной настройки модель не уехала от Вас. В дальнейшем использование подставки не обязательно – колёса не будут вращаться на холостых оборотах, до срабатывания сцепления они не имеют механической связи с двигателем. Подключите полностью заряженный накал к свече и попробуйте запустить двигатель, не меняя заводских настроек карбюратора. Во время зимних запусков рекомендуется держать накал во внутреннем кармане куртки, чтобы его аккумулятор не замёрз. Одной-двух попыток должно быть достаточно для успешного запуска. Если ДВС не «схватывает» и легко прокручивается – требуется дополнительная подкачка топлива. Если для запуска требуются чрезмерные усилия, либо электростартер автоматически выключается – двигатель «перезалит», открутите свечу и слейте излишки топлива. После этого просушите свечу и отнесите модель в тёплое помещение или машину, чтобы вернуть температуру двигателя к нормальному для запуска значению.
Первый бак
После запуска убедитесь, что колёса модели не вращаются. Если это не так – заглушите двигатель и проверьте правильность выполнения подготовки к запуску.
После запуска модель должна стоять на месте, двигатель работает на холостых оборотах. Если он заглох – повторите запуск. Заглушите двигатель рекомендованным производителем способом после выработки примерно 3/4 бака. Не допускайте полной выработки топлива – это приводит к перебеднению смеси и росту оборотов.
После окончания первого цикла обкатки, вновь верните модель в тёплое место. Установите двигатель в нижнюю мёртвую точку (положение, в котором маховик легче всего проворачивается пальцами). Строго соблюдайте это требование, его выполнение – залог формирования правильного зазора между гильзой и поршнем.
Дайте двигателю остыть при температуре окружающего воздуха выше +15°C. Никогда не остужайте ДВС зимой на улице – перепады температуры могут нанести ему вред.
Второй бак
Повторите процедуру обкатки для первого бака, но примерно раз в минуту поднимайте модель над землёй и увеличивайте обороты до средних на одну секунду. Это поможет вывести из двигателя продукты горения и излишки масла.
Третий бак
Можно опробовать модель в движении. Катайтесь на небольшом расстоянии и минимально возможной скорости. Не допускайте роста оборотов. После выключения двигателя поверните основную иглу (высоких оборотов) примерно на 45° по часовой стрелке, чтобы забеднить смесь.
Четвёртый бак
После запуска двигателя поднимите модель над землёй и прибавьте обороты до средних на одну-две секунды, чтобы выработать излишки масла. Постепенно разгоняйте модель до средней скорости и следите за температурой ДВС, она не должна превышать 90°C.
Предварительная настройка
После завершения обкатки, описанной выше, можно переходить к предварительной настройке основной иглы (иглы высоких оборотов). Попробуйте разогнать модель до максимальной скорости (курок газа до упора на себя). Модель должна ускоряться равномерно, двигатель – набирать обороты, быстро реагируя на движения курка газа.
Если обороты падают в процессе ускорения обороты падают или растут с задержкой, а из глушителя идёт густой дым с большим количеством капель масла – смесь слишком богатая, поверните иглу примерно на 30° по часовой стрелке и повторите попытку.
Проверяйте температуру двигателя после каждой попытки, она не должна превышать 110°C. При использовании инфракрасного термометра на морозе возможна некоторая погрешность в работе прибора, не выходите за ограничение в 100°C. Если используется система телеметрии с датчиком температуры – её показания можно использовать непосредственно, без поправок на возможные неточности.
Если двигатель самопроизвольно переходит на высокие обороты, дым из глушителя слабый или отсутствует и наблюдается перегрев – смесь слишком бедная, поверните основную иглу на 30° против часовой стрелки.
При каждом изменении настроек не поворачивайте иглу более чем на 30°, следите за динамикой и температурой.
Теперь Ваша модель готова к началу эксплуатации в мягком режиме. Если что-либо из написанного здесь выглядит слишком сложным для Вас – обратитесь в модельную мастерскую компании Хобби Центр. Мы можем не только самостоятельно обкатать и настроить Ваш двигатель, но и провести первоначальное обучение!
О том, как произвести точную настройку ДВС и раскрыть максимум возможностей модели, мы расскажем в следующей публикации!
Рекомендуем прочитать
Компания Gmade!
Компания Gmade Co. была основана в Корее, расположенной на Дальнем Востоке Азии, в 2004 году. Она...
Traxxas Blast- лучший катер для водоемов!
Радиоуправляемый катер с электродвигателем TRAXXAS Blast TQ оснащен коллекторной системой, п...
Пособие по сборке Orlandoo-Hunter!
Как собирать маленькие модели? Тяжело ли и как это выглядит?! Подробно в нашей статье в картинках!))...
Мощнейший тюнинг - комплект гусеничных траков для TRX-4!
Бросьте вызов ЛЮБОМУ бездорожью с All-Terrain Traxx! Инженеры Traxxas никогда не останавлив...
TRX-4 G500! Создай свой стиль!
Когда вы выходите из магазина с новой моделью Traxxas, трудно поверить, что у Вас в руках не толь...
Комментарии (0)